Как зачехлить лавку

Лавка

Итак, с 2008 года в вашем бизнесе не было прибыли. Вы сделали и делаете всё возможное, но позитива в перспективе не видно. Продать бизнес тоже не получается. И матрица МакКинзи как бы намекает, что в условиях низкой привлекательности отрасли и низкой способности бизнеса повлиять на своё положение надо уходить с рынка.

Самый интуитивно понятный способ уйти из бизнеса — увеличить кеш за счёт сокращения запасов и надутия задолженности перед кредиторами и персоналом, после чего внезапно скрыться с кешем в неизвестном направлении.

Если такой вариант не подходит, придётся признать, что закрытие бизнеса — это не бегство и не закрытие юрлица силами юриста-аутсорсера, а сложный проект, затрагивающий все группы интересов: владельцы хотят отжать по максимуму, сотрудники не хотят терять работу, дебиторы будут искать возможность не отдать долги, а кредиторы — наоборот.

По ощущениям многие владельцы не выходят из бизнеса потому, что простой и грубый вариант им не подходит, а сложный они боятся не осилить. В практике консультанта был один такой проект, в результате которого остались довольными владельцы, кредиторы получили долги, а сотрудники — выходные пособия в несколько окладов. Не претендуя на полноту раскрытия темы, хотелось бы поделиться своим опытом и обратить внимание на несколько важных моментов.

Для проекта закрытия менеджменту как ни для какого другого важно планирование: план действий и финплан, и для себя, и для защиты проекта перед владельцами. Пока план не стал полным, непротиворечивым и устраивающим всех, можно даже не начинать: в жизни всё пойдёт хуже, чем по плану.

Ключевым фактором успеха проекта является скорость реализации проекта: продажи будут падать быстрее, чем вы планировали, а издержки — наоборот. Важно заложить в план высокую, но реальную скорость закрытия, а потом при реализации с фанатизмом соблюдать сроки, чего бы это ни стоило, поскольку их удлинение обойдётся дороже. По той же причине при наличии в отрасли выраженной сезонности желательно выбрать сезон максимальных продаж, иначе испортится экономика: упавшие продажи замедлят сдутие запасов, а падение скорости резко увеличит издержки.

И при разработке плана, и при его реализации крайне важна постоянная актуализация бизнес-плана в связи с постоянно появляющимися новыми вводными. Недостаток внимания этому моменту грозит, как минимум, ухудшением экономики проекта, а в худшем случае — потере контроля над ним.

Неимоверные усилия над собой понадобятся менеджерам по финансам, которым придётся забыть про прибыль и оптимизировать исключительно поток.

В заметке затронуты только те аспекты, за которые консультант отвечал в рамках упомянутого проекта, и которые являются предметом его деятельности. Сам проект закрытия бизнеса намного сложнее; вероятно, самым сложным из неупомянутых ключевых факторов его успеха является лояльность всех групп интересов, а в первую очередь — персонала.

Таким образом, при реализации проекта закрытия бизнеса вам понадобится многое из того, что было востребовано при управлении им. Плохая новость заключается в том, что, если бизнес бестолково управлялся, то его закрытие тоже может получиться м-м-м… некрасивым. Хорошая новость — что и обратное возможно, что и подтверждает успешный опыт автора.

Источник изображения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s