Старая басня на новый лад

Мартышка и очки

Наткнувшись недавно на басню И.А.Крылова «Мартышка и очки», я поразился её актуальности. Перечитав её ещё пару раз, решил раскрыть тему, проведя прямые аналогии между классическим текстом и сегодняшними реалиями.

Мартышка к старости слаба глазами стала.

Российский бизнес, выйдя на стадию зрелости своего жизненного цикла, столкнулся с невозможностью поддерживать уровень рентабельности и прежние темпы роста в условиях стагнации спроса и инфляции издержек.

А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

От умных людей бизнес знал, что в условиях стагнации и роста конкуренции на первый план выходит повышение эффективности, то есть получение лучшего результата с использованием тех же ресурсов. А оно, это повышение эффективности, немыслимо без развития аналитического инструментария.

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

Кто-то принял на работу так называемых маркетологов – аналитиков, с удивлением обнаружив, что их единственная компетенция – обзванивать конкурентов по списку, узнавать у них цены и скидки и аккуратно заносить их в электронную таблицу.

Кто-то обратился к аналитикам с финансовых рынков. Внезапно оказалось, что используемые ими приёмы анализа, особенно технического, вообще неприменимы к задачам выработки рекомендаций по повышению роста эффективности производства и торговли.

Кто-то попробовал справиться собственными силами. Собственные аналитики мучительно выдавали анализы, складывая числа из клеток Excel на калькуляторе. Как вариант, принятые на работу вчерашние студенты, ловко пользовавшиеся компьютером, но ничего не понимавшие в реальном бизнесе, выдавали такие анализы, что лучше бы они просто складывали числа на калькуляторе.

Кто-то пригласил консультантов на аутсорсинг. Консультанты сделали своё дело и ушли, а бизнес остался горевать над оставленным ему инструментарием и затратами на него, поскольку ни нормально им пользоваться, ни использовать его результаты так и не научился.

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

В итоге бизнес разочаровался в аналитике и вернулся к истокам, продолжая тупо упираться в продажи и сокращать издержки. Аналитиков «оптимизировали»; аналитический инструментарий раз в полгода использует лично владелец, чтобы как-то оправдать для себя затраты на его покупку.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Что на выходе? Бизнес, неспособный увеличить свою эффективность, в том числе потому, что «аналитика – это бесполезная блажь, давайдосвидания». И зачем только в школе классику проходят?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s